Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Роспись

Россия

+8

Турецкая роспись по керамике.


Турецкая роспись по керамике. Изникский стиль.

Керамические изделия со сложным узором с давних времен прославляют искусных мастеров росписи, населявших территорию современной Турцию. Знаменитая изникская роспись по керамике начала активно развиваться в конце XV века в древнем городе Изник (Никея) недалеко от Стамбула и в скором времени стала соревноваться по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая.

Основа стиля

Изделия из керамики Изника вобрали в себя византийские и особенно сельджукские традиции изобразительного искусства. На стиль также оказали влияние художественные образы Сирии, Средней Азии и Ирана. Так сформировался яркий узнаваемый орнамент росписи Изника.

В начале XV века китайская династия Юань поставляет на Запад фарфор, который своей новизной и красотой привлекает царствующих особ многих стран. Османы не стали исключением, поэтому именно в Изнике, имеющем технологическую базу, начинают пробовать подражать китайскому фарфору.

Мотивы росписи

Изникские художники начинают расписывать свои изделия кобальтом, привнося в них национальный колорит. У них получаются довольно похожие работы, сочетающие в себе традиционные османские арабески с китайскими элементами.

К XVI веку стиль декорирования керамики постепенно меняется, становится более свободным. Со временем мастера гончарного дела приобретают свою особую манеру росписи, которая впоследствии приобретет всемирную известность.

Изразцы и посуда Изника традиционно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками. На кружках, вазах, чашах помимо растительного орнамента рисовали зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов и других птиц, рыб, а также мифических существ.

К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам.

Характерные цвета

Ранняя керамика Изника расписана кобальтом, в которых читалось явное подражание китайскому фарфору. Со временем к кобальту добавляются другие цвета. Сначала бирюза в сочетании с фиолетовым, затем пастельные оттенки шалфея, зеленого и бледно-лилового. Для середины XVI века очень характерны замены фиолетового красным, а пастельно-зеленого — ярко-изумрудным.

Для изникской керамики характерна точечная роспись с уплотнением красной глазури, дающая потрясающий эффект тонкого рельефа и поражающая воображение своей декоративностью, изяществом и проработкой.

Технология росписи

Краски на керамику из Изника наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную. Подготовленное изделие покрывали ангобом – раствором белой глины, осаждавшейся на изделии после того, как впитывалась вода. Роспись выполняли жидкими красками. Чтобы четче выделить рисунок его обводили черным, реже – темно-зеленым или синим контуром. Далее после сушки покрывали узор глазурью и обжигали.

В XVII веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг.

Направления

Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками.

Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты, свойственные книжной миниатюре. Кроме того, расширяется цветовая гамма применяемых глазурей, добавляются красные, зеленые, фиолетовые цвета.

Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями. Особенностью стиля стала потрясающая миниатюрность и сложность росписи в целом, несмотря на кажущуюся простоту ее отдельных элементов.

Статья подготовлена на основе материалов Ю.Миллер «Художественная керамика Турции»

Похожие записи